В настоящее время школы могут просить о финансовой поддержке в рамках программ развития, которые, объявляются только раз в год. По данным благотворительных организаций, четверть школ, где обучаются дети-иностранцы, нуждаются в финансовой поддержке. Теперь, после введения изменений, увеличится финансирование, программы развития будут распределяться между регионами и объявляться минимум ежеквартально.
В начальных школах в Чехии в прошлом учебном году насчитывалось 20 102 иностранных школьника. Более 5 000 из них имеют чешское гражданство, но в отличие от учеников с иностранным гражданством, им не положены бесплатные курсы языковой подготовки. На данный момент в курсах чешского языка нуждается 22,4% школьников, но проводятся они только для 5%.
Хотя бы один ребенок с неродным чешским языком учится в каждой второй начальной школе в Чехии. Уровни их языковой подготовки при этом существенно различаются.
Довольно неоднозначным является вопрос о способе языковой подготовки. На данный момент часто иностранные ученики посещают занятия с остальными не понимая чешского языка, а во второй половине дня ходят на языковые курсы. Подобная модель обучения, по мнению специалистов, не является корректной, а потому планируется внесение поправок и в этот аспект.
Изменения в системе образования в Чехии вступят в силу в сентябре 2016 года и тогда языковая поддержка учеников-иностранцев в Чехии станет полноценной вспомогательной мерой для учеников-иностранцев со специальными потребностями в образовании.