Совершая покупки в интернете, покупатели часто принимают решения на основе отзывов о товарах и услугах того или иного интернет-магазина. Однако они понятия не имеют, действительно ли отзывы написаны покупателями, а не маркетинговым отделом самого интернет-магазина. Это должно измениться в новом 2023 году, когда вступит в силу поправка к Закону о защите прав потребителей.
"Продавец не обязан публиковать отзывы. Если они их публикуют, то должны убедиться, что это достоверные отзывы. Также будет запрещено публиковать фальшивые отзывы потребителей или искажать отзывы в социальных сетях", - сообщила Милуше Трефанкова из Министерства промышленности и торговли, которое представило поправку.
"Такая практика всегда будет считаться вводящей в заблуждение, т.е. запрещенной, за которую грозит штраф до 5 миллионов чешских крон (в пересчёте около 205 000 евро)", - добавила Трефанцова.
Это изменение приветствует Ассоциация защиты прав потребителей (SOS), которая утверждает, что проверка отзывов не добавит интернет-магазинам много работы.
"Они могут доказать правильность процедуры в случае проверки, например, доказав, что отзыв нельзя вставить без ввода номера заказа или сопоставив электронную почту из заказа и отзыва", - сообщила Алена Мачова, юрист SOS.
Однако, по словам Яна Ветишки, директора Ассоциации электронной торговли, объединяющей интернет-магазины, закон напрямую не подразумевает обязанности автоматически проверять отзывы, написанные клиентами, а лишь информирует о том, проверяет ли их интернет-магазин, и если да, то каким образом.
Эта интерпретация оспаривается как Мачовой из SOS, так и представителями потребительского журнала dTest. По их словам, проверка отзывов будет не выбором, а обязанностью интернет-магазина.
Мнение юристов из Чешского управления торговой инспекции (ČOI), которое должно контролировать соблюдение законодательства, говорит в пользу электронных магазинов. "Публиковать непроверенные отзывы не запрещено, но должно быть четко указано, что отзывы не проверены. Молчать невозможно", - сообщил Иржи Фрёлих, представитель инспекции.
В любом случае, изменения будут полезны. Если покупатель прочитает, что отзывы непроверенные, он может передумать покупать товары в этом интернет-магазине. Кроме того, интернет-магазин привлечет внимание инспекторов. Однако никогда нельзя исключать, что фальшивый светящийся отзыв написан клиентом, близким к бизнесу, или за вознаграждение после покупки товара. В целом, стоит сравнить несколько отзывов о рассматриваемом товаре и покупать наложенным платежом в непроверенных интернет-магазинах, а не отправлять деньги заранее.
Хотя поправка идет дальше в этом вопросе, фиктивные отзывы уже проверяются ČOI. В основном она узнает о них из обращений потребителей и штрафует их как недобросовестную коммерческую практику.
Самый большой штраф для интернет магазинов в этом 2022 году был выплачен компании Lunzo - 750 000 чешских крон. По словам Фрёлиха, компания даже неоднократно удаляла негативные отзывы пользователей, которые жаловались на то, что они заплатили, а товар не пришел. Кульминацией стал случай, когда негативный рейтинг инспектора ČOI, выступавшего в качестве потребителя, был скорректирован с одной до пяти звезд.
Поправка, основанная на европейских правилах, уже одобрена депутатами и сенаторами и ожидает подписи президента.
Как уже сообщало агентство Právo, с принятием поправки должен измениться и способ маркировки ценников для скидочных акций в магазинах. Товары должны быть помечены их прежней ценой. Это будет самая низкая цена на продукт за последние 30 дней. Это обязательство не должно распространяться на скоропортящиеся товары, т.е. свежие продукты питания.