В ближайшие несколько месяцев Чехию ожидает ряд цифровых скачков. В дополнение к личному документу в виде приложения государство запустит онлайн-заявки на получение пособия по уходу за ребенком, а также готовит полную замену бумажных доверенностей.
Во время пандемии в Чехии начали лихорадочно оцифровывать официальные повестки дня. Но теперь правительство страны решает, как максимально приблизиться к Дании. Скандинавская страна может похвастаться не только тем, что государственные услуги оцифрованы на 98 %, но и тем, что со всем можно легко справиться с помощью мобильного телефона.
"Подавляющее большинство видов государственной деятельности уже хотя бы частично оцифровано (переведено в электронный вид). Но зачастую неэффективно, не в интересах клиента и с большой долей человеческого труда. Тем не менее, автоматизация процессов - это необходимость, от которой мы не можем уклониться", - говорит "человек правительства по цифровизации", вице-премьер Иван Бартош.
Приложение eDocuments будет запущено в конце этого 2023 года. На практике это будет означать, что вместо пластиковых карт, таких как удостоверения личности или водительские права, люди будут иметь их официальную копию на своем мобильном телефоне. Это должно быть похоже на то, как раньше люди показывали код прививки во время ковида. Далее государство называет проект "предшественником Европейского цифрового кошелька" - важной составляющей развивающейся цифровой экономики Европы.
Вслед за документами государство запустит замену бумажным доверенностям. Официально это будет Регистр представительств - "цифровой реестр, позволяющий дистанционно решать ситуации, когда гражданину или компании необходимо быть представленными", - говорит вице-премьер Бартош.
"С самого начала мы рассчитываем на участие тех министерств, где нововведение будет наиболее практичным, а именно министерств финансов, транспорта, социальных дел, юстиции и здравоохранения", - добавляет Анна-Мари Лихтенберг, руководитель отдела коммуникаций созданного в этом году Агентства цифровых и информационных технологий (DIA).
"Некоторые вещи были запущены из-за пандемии ковида, но это были неконцептуальные, кризисные решения", - говорит Бартош спустя 3 года. Он признает, что Чехии, например, придется инвестировать в обновление базовых регистров (таких как флагманский регистр лиц), которые необходимы для функционирования цифрового государства, но технически устарели в Чехии.
Планирует цифровые инновации и Министерство труда и социальных дел - ведомство, с которым в течение жизни столкнется практически каждый.
"В августе мы запустим полностью оцифрованное заявление на получение родительского пособия на клиентском портале Министерства социального обеспечения MPSV - Jenda. Позже в этом году мы планируем перевести в эту среду еще 2 полностью оцифрованные выплаты - детское пособие и пособие на жильё. Мы уже проверили функциональность портала в прошлом году, когда почти 600 000 семей подали онлайн заявления на получение единовременного пособия на ребенка, - говорит Ева Давидова, пресс-секретарь Министерства труда и социальных дел.
Это даст сотрудникам бюро труда больше времени для работы с теми, кто пришел лично". Однако, по ее словам, главная цель состоит в том, чтобы постепенно все оформлять из дома.
"К концу года мы также планируем запустить онлайн-заявку на получение пенсии на электронном портале Управления социального обеспечения. Этот сервис позволит обращаться за всеми видами пенсий: не только по старости, но и по инвалидности или по случаю потери кормильца", - планируют в Министерстве социальных дел.
"Чехия занимает 17-е место в списке 27 стран Европы и оцифровала 80 % государственных услуг. За последние 3 года мы поднялись на 5 позиций, с 22-го места в 2020 году", - говорит Лихтенбергова. Однако ожидается, что пройдет некоторое время, прежде чем чехи поймут, что им не обязательно лично обращаться в офис или почтовое отделение с каждым запросом. Например, согласно статистике, на начало 2020 года на Портале гражданина было зарегистрировано всего 45 500 пользователей. К началу 2023 года их было уже более 600 000, а сейчас - более 875 000.
Наиболее слабыми местами являются поддержка пользователей, наличие готовых форм для получения онлайн-услуг, а также недостаточная мобильность, то есть возможность решить проблему с мобильного телефона.