В 2021 году в Чехии впервые публикуется подробная информация о том, как получают вознаграждение руководители крупных компаний. Это предписано прошлогодней поправкой к Закону о бизнесе на рынке капитала.
Согласно ему, публичные компании обязаны предоставлять акционерам на общих собраниях информацию о заработной плате и вознаграждении топ-менеджеров.
Целью публикации заработной платы топ-менеджеров является повышение прозрачности вознаграждения и мотивация их заботиться о долгосрочных результатах компаний, которые они возглавляют, чем о краткосрочной и единовременной прибыли.
Принципы, согласно которым определяется вознаграждение крупных компаний, таких как ČEZ или Moneta Money Bank, уже публичны. Кроме того, в свободном доступе содержится информация об общих суммах, предназначенных для выплаты вознаграждения советам директоров таких компаний, как Česká spořitelna, Komerční banka или производитель табачных изделий Philip Morris. Однако, по их словам, можно было оценить только зарплаты топ-менеджеров.
Согласно первым отчетам о подготовке общих собраний компаний, выпускающих свои акции на Пражской фондовой бирже, например, общее вознаграждение босса Philip Morris Андрея Гонтковичова составляло 30 104 183 чешских кроны (в пересчёте приблизительно 1 183 168 евро), а генеральный директор Moneta Money Bank Томаш Спурны получил 34 366 755 чешских крон (в пересчёте приблизительно 1 350 651 евро) в качестве вознаграждения за прошлый год. Генеральный директор и председатель совета директоров группы ČEZ Даниэль Бенеш заработал в общей сложности 34 846 000 крон (в пересчёте приблизительно 1 369 488 евро).
Это много, мало или в самый раз? Сравнивать уровень оплаты труда топ-менеджеров разных компаний в наших условиях по-прежнему практически невозможно из-за отсутствия данных. Если общественность узнает об их зарплатах, сравнение будет проще. При этом можно будет сравнить заработную плату менеджеров компаний, работающих в нашей стране, с заработной платой зарубежных.
Согласно исследованию Eurotopex, в котором участвуют более 400 компаний из всех секторов рынка, ответ на вопрос, много ли, мало или справедливо берут топ-менеджеры компаний, работающих в Чешской Республике, ясен, хотя и труден для рядовому гражданину понять. Берут мало!
Это «не много» объясняется сравнением их зарплат с зарплатами коллег в Европейском Союзе. Например. Глава итальянской энергетической компании Enel Francesco Starace получил в 2020 году почти 7 миллионов евро, то есть около 175 миллионов крон, а Рольф Мартин Шмитц, генеральный директор RWE, получил более 4 миллионов евро, то есть более 108 миллионов крон.
Как на самом деле определяются зарплаты и вознаграждения топ-менеджеров в разных странах и почему между ними такие большие различия? «Наиболее часто используемая методология определения или сравнения заработной платы менеджеров - это, как правило, международное или европейское сравнение компаний», - говорит международная консалтинговая компания Korn Ferry.
Eurotopex предоставляет это сравнение владельцам крупных компаний. Однако на практике все иначе. Владельцы гигантских компаний, независимо от Eurotopex, ориентируются на заработную плату своих топ-менеджеров, а не на оценку того, что является обычным и доступным в данной стране.
Рене Пражак, директор пражского филиала консалтинговой компании ISG, основывает это, когда заявляет: «По сравнению с компаниями, базирующимися на западе от нас, видно, что мы все еще отстаем».