В течение 9 лет электромобили в Праге были освобождены от платы за парковку. С наступлением 2025 года это закончится, а плата за парковку для автомобилей каршеринга возрастёт. Хотя детали еще предстоит согласовать, отдельные районы города уже продают водителям парковочные разрешения. Город Брно пошел по аналогичному пути. В других городах льготы на парковку для электромобилей пока сохраняются.
Городской совет Праги принял решение отменить бесплатную парковку для электромобилей в начале 2024 года. С 1 января 2025 владельцы будут платить.
Электромобиль занимает на улице столько же места, сколько и автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, поэтому, учитывая ожидаемый рост их количества, в долгосрочной перспективе нецелесообразно предоставлять им одностороннее преимущество в виде бесплатной парковки на местах для жителей», - заявил заместитель мэра Праги по вопросам транспорта Зденек Гржиб (Zdeněk Hřib).
Изменения касаются всех автомобилей с регистрационными знаками, начинающимися с букв EL, включая Plug-in гибриды.
По словам Гржиба, город продолжит поддерживать электромобильность, но другими способами. «В новой реформе зон платной парковки должны быть предусмотрены льготные цены на парковочные разрешения для посетителей и зарезервированные места с особым режимом для электрических зарядных устройств», - сказал он.
Проект изменений уже готов, но его окончательный вид зависит от результатов переговоров внутри коалиции городского совета, которые еще продолжаются. Гржиб не уточнил, когда произойдет окончательное утверждение, поэтому на данный момент неясно, будут ли владельцы электромобилей платить столько же, сколько и водители других машин, или у них будет скидка только в определенных зонах.
Цены на парковку в Праге устанавливаются централизованно и варьируются в зависимости от ценовых зон. В центре города они, как правило, выше.
Особенно высока плата за парковку для второго автомобиля. Резидент заплатит за парковку 7 000 чешских крон в год, бизнесмен в самой дорогой зоне - 36 000 чешских крон.
«Правда, еще не до конца решено, как на самом деле будет обстоять дело с электромобилями, будут ли для них предусмотрены какие-либо скидки. Это политическое решение, но политики упускают из виду, что чиновники уже выдают разрешения на парковку по стандартным ценам», - сказала Каролина Шнейдарова из мэрии Праги 1.
Если решение о скидке будет принято, то, скорее всего, оно будет решено путем продления уже купленного парковочного разрешения на пропорциональной основе».
Продажи электромобилей в ЕС снижаются, а в Чехии они еще менее популярны и распространены из-за высокой стоимости, ограниченного запаса хода и времени зарядки. Ограничение льгот на парковку может стать еще одним фактором, побуждающим отказаться от покупки электромобиля.
По данным Ассоциации импортеров автомобилей, в настоящее время в Чехии эксплуатируется более 50 000 электромобилей и Plug-in гибридов. По словам секретаря ассоциации Юзефа Покорны, бесплатная парковка автомобилей с номерами EL в Праге является стимулом для покупки и использования этих автомобилей в Праге и её окрестностях.
Решение Праги полностью отменить эту систему парковки может негативно сказаться не только на покупке, но и на эксплуатации автомобилей в Праге», - сказал Покорны в интервью изданию „Novinky.cz“. По его словам, цены на парковку влияют на то, на каком автомобиле человек будет добираться в мегаполис. Электромобили без выхлопов - это благо для городского воздуха.
«Синие зоны предназначены в первую очередь для жителей. С другой стороны, фиолетовые зоны предназначены для автомобилей приезжих, тех, кто перемещается по городу в непропорционально большом количестве. Для них имеет смысл отдать предпочтение электромобилям», - сказал Гржиб. В фиолетовых зонах он предложил бы установить половину стандартного тарифа. В настоящее время, например, в Праге 1 в фиолетовых зонах взимается 40 крон/час.
В городе Плзень, например, водителям электромобилей гарантирована бесплатная парковка до конца августа 2025 года. Будет ли так и после этой даты, зависит от политического решения совета, которое еще не принято», - сказал Ондржей Вохрадский, специалист по транспорту в городской администрации. Автомобили с номерами EL также паркуются в Остраве бесплатно, но мэрия пока не планирует никаких изменений.
С другой стороны, в Брно ситуация иная, чем в Праге. «В зонах A, B и C электромобили, гибриды и любые другие транспортные средства, работающие на альтернативных видах топлива, рассматриваются в системе резидентных парковок так же, как и автомобили с обычным двигателем внутреннего сгорания. Это связано с тем, что автомобиль занимает парковочное место независимо от его силового агрегата. Никаких изменений в этом вопросе не планируется», - сказал Филип Понучалек, пресс-секретарь мэрии Брно.
Каршеринговые автомобили, которые представляют собой просто прокат автомобилей через мобильное приложение, также имеют небольшое преимущество перед мегаполисом при парковке в Брно. Они платят тысячу крон в год, в то время как в Праге - лишь символическую сотню крон.
Хотя существуют сервисы каршеринга, такие как HoppyGo, где люди арендуют свои автомобили между собой, наиболее распространенные сервисы Car4Way, Anytime и Bolt Drive предоставляют свои автомобили в аренду через мобильное приложение. Это коммерческий сервис, и критики говорят, что у клиентов нет причин платить за парковку меньше, чем у других водителей. С другой точки зрения, сохранение определенной поддержки имеет смысл, поскольку через эти сервисы люди не так часто пользуются собственными автомобилями, постоянно занимающими место.
«Во многих городах совместное использование автомобилей все еще остается довольно маргинальной проблемой. Теоретически он должен облегчить жизнь городам и сократить количество автомобилей в городе, но пока это мало что дает. Отсюда и попытки освободить их от платы за парковку и упростить работу», - сказал Петр Кнап из консалтинговой компании EY.
По его словам, поддержка имеет смысл, если большинство использует её непосредственно в городе, но, с другой стороны, нельзя ожидать, что при большем количестве совместных автомобилей она будет приемлемой для города. Он отметил, что совместное использование автомобилей непосредственно между людьми, как в Hoppy Go, не предусматривает никаких льгот на парковку.
Согласно грядущим изменениям, участники совместного использования автомобилей в Праге будут платить за парковку так же, как и жители, и в то же время будет действовать ограничение на 96 часов стоянки на одном месте, исключая выходные и праздники.
«Очевидно, что любое повышение отразится на цене аренды автомобиля. Если услуга будет дорогой, то есть риск, что пользователи каршеринга предпочтут обзавестись собственным транспортом. Тогда они будут подолгу парковаться на улицах, занимая всё больше парковочных мест, что скажется на других жителях», - считает Гржиб. В сотрудничестве с Чешской ассоциацией каршеринга они ищут решение, которое устроит обе стороны.