День чешской государственности — один из нескольких праздников, в которые магазинам страны запрещается выходить на работу. Его принято отмечать 28 сентября. Закон распространяется на торговые площади свыше 200 квадратных метров. Рыночные павильоны, лавки с антиквариатом закрываются в этот день согласно законодательству на протяжении 2-ух лет. Нередко приходится закрываться и крупным торговым центрам, которым просто нет никакого смысла оставаться открытыми из-за отсутствия арендаторов.
Интересно, что сложившаяся ситуация вовсе не прельщает работников и работодателей, предпринимателей. Постепенно закон обретает немало противников. Руководитель одного из крупных торговых центров объяснил недовольство тем, что порой покупатели просто не могут понять, на какой день выпадает праздник и распространяется ли это на закрытие в установленную дату. К примеру, 28 октября страна празднует День образования Чехословацкой Республики. Он выпадает на воскресный день, так что сотрудникам торговых центров вновь придется отвечать на многочисленные телефонные звонки и рассказывать людям о том, по какому графику им предстоит работать.
Еще год назад отменить закон хотели 19 сенаторов и представители одной из крупнейших торговых интернет-площадок Чехии. Онлайн-магазину Alza.cz были выписаны штрафы из-за того, что некоторые пункты выдачи продукции остались работать. Кстати, по этим жалобам еще не было принято официальное судебное решение.
Представители интернет-компании уверены в том, что закон не помогает, а мешает сотрудникам. В предпраздничные дни им приходится работать в ускоренном режиме, чтобы успеть обслужить всех покупателей. Начинается ажиотаж, поскольку каждый хочет успеть приобрести необходимый товар. Кстати, работают консультанты по стандартной ставке, то есть без повышения заработной платы в эти «сумасшедшие» дни. Еще одним весьма отрицательным итогом стало то, что при попадании рабочей смены на праздники людям приходится вести деятельность по ночам, по выходным, поскольку данные меры не запрещены законом.
Известно, что Союз торговли и туризма Чехии против устоявшихся правил вместе с недовольными гражданами. Отмечается, что серьезные финансовые потери магазинов связаны со скоропортящимися продуктами. После праздников их нельзя продавать, и это негативно сказывается на прибыли, доходах предпринимателей.