В Европейском Союзе (ЕС) электромобили уже продаются чаще, чем дизельные. Не так много, как во многих других странах ЕС-27, но интерес к электромобилям растет и в Чехии. Дилеры связывают это с развивающейся сетью зарядных станций. То, что она не так велика, как в некоторых других странах, вероятно, связано в основном с высокой ценой на электромобили.
Автомобили с надписью "EL" на регистрационном знаке далеко не редкость в Чехии, но они пока не правят дорогами. Это видно и по продажам Škoda, чьё производство электромобилей направлено в основном в Германию и Великобританию.
В первом полугодии 2023 года количество проданных в Чехии электромобилей увеличилось более чем в 2 раза и составило около 3-х тысяч. Однако, хотя в ЕС уже продается больше электромобилей, чем дизельных автомобилей, в Чехии продается лишь малая часть этих электромобилей. В частности, в первом полугодии было продано в 20 раз больше бензиновых автомобилей, чем чисто электрических, и в 9 раз больше дизельных.
По мнению Йозефа Покорного, секретаря Ассоциации автомобильных импортеров, интерес к электромобилям в Чехии невысок даже по сравнению с аналогичными по размеру и богатству или более бедными странами. В Румынии или Португалии, по его словам, эти показатели значительно выше.
Однако на пути увеличения продаж электромобилей может стоять высокая цена на них, которую автопроизводители обещают снизить, но пока этого не происходит. В Чехии электрические модели продаются примерно на 2/3 дороже, а некоторые и в 2 раза, чем соответствующие автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Представитель Škoda Auto Павел Йина объясняет рост продаж развитием инфраструктуры зарядки. Он дал понять, что в будущем даже в Чехии больше не будет выбора между электричеством и бензином. "В будущем мы планируем производить либо электромобили, либо электрические компоненты на всех наших заводах", - отметил он.
К 2026 году Škoda планирует предложить еще 6 полностью электрических автомобилей. Hyundai, автопроизводитель из Nošovice, также планирует расширить свой модельный ряд. "В этом году более 40 % автомобилей являются либо чисто электрическими, либо гибридными, либо Plug-in гибридами, и эта доля будет продолжать расти", - заявил представитель компании Петр Михник.
Гибридные силовые агрегаты привлекают клиентов и у другого автопроизводителя, работающего в Чехии, - Toyota. По словам директора Мартина Пелешки, интерес к этой технологии проявляют как компании, так и частные клиенты. "Если мы посмотрим на общую группу электрифицированных автомобилей, то в Toyota эти автомобили составляют уже более 70 %, а в Lexus - более 90 %", - отметил он.
В прошлом году компания также начала предлагать водородные автомобили на чешском рынке, однако в Чехии существует серьезная проблема с водородом - здесь есть только 2 общественные заправочные станции.