Турбизнесу Чехии скоро грозят банкротства и увольнения. Об этом предупредили в правительстве страны «Союз торговли и турбизнеса». Представители профильной организации торговли и турбизнеса просят кабинет министров задуматься о необходимости оказания прямой поддержки в денежном эквиваленте. Средства необходимо выделить на покрытие текущих расходов и зарплату сотрудникам турагентств. Сейчас в этой сфере главное выжить и дождаться, пока путешествия по Чехии и за ее пределами снова возобновятся. Но это станет реальным лишь после спада пандемии.
Известно, что чешскими туроператорами было вложено 3 млрд крон еще при подготовке весенне-летнего сезона. Эти средства ушли на предоплату транспортным компаниям и гостиничным комплексам. Без пандемии коронавируса и дальнейших мер, принятых правительством Чехии из-за чрезвычайного положения, все могло идти как раньше. Деньги бы планомерно поступали на счета туристических агентств, компенсировали сделанные вложения и приносили ощутимую прибыль. Но вся описанная схема буквально потерпела крах из-за нарастающей эпидемии. Туристические операторы не могут выполнить обязательства перед своими клиентами, но и обратного денежного потока тоже нет.
Приведем в пример типичную проблемную ситуацию. В марте этого года клиентка туристического оператора Blue Style собиралась со своей семьей (всего четыре человека) отправиться в Абу-Даби. Путевка стоила 80 000 крон. Но из-за эпидемии им пришлось остаться дома и никуда не ездить. Клиентка планировала просто аннулировать путевку и вернуть затраченные средства, но все оказалось не так легко. Ей сообщили, что допускаются безвозмездное изменение сроков задуманного путешествия или выдача специального ваучера на покупку другой путевки, по которой можно будет отправиться в отпуск до октября 2021 года. На принятие решения женщине отвели всего неделю. Другие варианты не были озвучены. Кстати, в договоре с упомянутым оператором помечено, что при отмене путешествия клиент может получить свои деньги обратно.
Пресс-секретарь Blue Style разъяснила сложную ситуацию. Она сообщала о том, что туроператор старается предложить наиболее выгодный для клиента вариант. Ваучеры действуют до конца октября будущего года и по ним предоставляется 10-процентная скидка. На случай банкротства компании ваучеры застрахованы. Получается, что туристические агентства Чехии пытаются всячески подчеркнуть преимущества аналогичных предложений по замене путевок.
Если денежные средства уже перечислены за границу партнерам, вернуть их туроператоры просто не могут. Из-за этого и возникают разногласия с клиентами. На выплаты деньги попросту пришлось бы одалживать. Сейчас владельцы турагентств всецело полагаются на государственную поддержку.