Инфляция по-прежнему съедает вклады чехов. Сберегать деньги в традиционных сберегательных продуктах уже не так привлекательно, поэтому люди выбрали драгоценные металлы как наиболее интересный способ приумножить свои свободные средства в несколько раз подряд.
Вот уже 7 лет Ассоциация чешских строительных сберегательных касс (AČSS) проводит мониторинг так называемого Барометра популярности сбережений. С начала 2016 года она 4 раза в год спрашивала чехов, какой вариант сбережения или накопления денег им сейчас кажется особенно интересным, независимо от того, как они сами копят в данный момент.
Конечно, на оценку различных способов повышения стоимости денег также влияет чрезвычайно высокая инфляция, которая приводит к падению стоимости депозитов и инвестиций. По сравнению со вторым кварталом 2022 года значение барометра также снизилось на 3 % до 32,6 %. Это 3-е самое глубокое снижение с начала периода отслеживания.
Отказ чехов от сбережений можно увидеть в том, что 9 из 10 форм сбережений и инвестиций, отслеживаемых Барометром, в третьем квартале снизились, согласно данным AČSS.
Золото и другие драгоценные металлы вновь становятся для чехов самым привлекательным способом сбережения и накопления денег. Они занимают роль фаворита уже более года. В ходе недавнего опроса 51 % людей выбрали их как наиболее интересный вариант экономии денег. С другой стороны, следует добавить, что они снизились на 4 процентных пункта по сравнению с последним опросом во II квартале этого года.
Как считают аналитики, драгоценные металлы по-прежнему являются для чехов неким символом безопасности в нестабильные времена. В то же время, вероятно, играет роль ощущение легкой ликвидности сбереженных таким образом денег в случае худшего развития событий.
Сберегательные счета заняли второе место по популярности, опередив строительные общества на один процентный пункт. Однако по сравнению с последним исследованием оба продукта снизились. Три месяца назад сберегательные счета были лидером квартала, улучшив свои показатели на 3 процентных пункта, и их предпочитали 45 % людей. Но сейчас их положение на 1 % хуже, предпочитают 44 % опрошенных.
Строительные общества также упали на 3 % по сравнению с предыдущим кварталом, при этом 43 % чехов теперь считают их особенно интересной формой сбережений. Снижение популярности строительных обществ продолжается уже несколько волн опроса подряд. В течение многих лет она занимала первое место в рейтинге воображаемой популярности, достигнув пика в первом квартале 2020 года, когда более 3/5 (около 62 %) людей предпочли этот вид сбережений.
Наибольшее снижение популярности пенсионных накоплений - на 8 %. Он снизился до 38 %, что является самым низким показателем с начала проведения Барометра. Похоже, что чехи сравнивают долгосрочные инвестиции, такие как пенсионные накопления, и их доходность с текущим уровнем инфляции и, вероятно, боятся связывать деньги на более длительный срок.
Хотя так называемые срочные вклады (вместе со страхованием жизни) занимают лишь седьмое-восьмое место в рейтинге, они являются единственным продуктом, популярность которого выросла на 2 %. Гарантия чётко определенной и номинально более высокой оценки в эти нестабильные времена добавила привлекательности, говорит AČSS.
Инвестиции во взаимные фонды и в акции или облигации также снизили свою популярность, что, вероятно, связано с потерями на рынке капитала. Обе эти формы инвестиций на рынке капитала уже 3-й раз подряд демонстрируют снижение популярности среди чешских сберегателей или инвесторов, несмотря на хрестоматийный урок о том, что эти инвестиционные инструменты способны противостоять инфляции в долгосрочной перспективе.
Однако, как видно из результатов Барометра, чехи, похоже, не слишком следуют этому совету и отправили акции и облигации, или взаимные фонды, на пятое и шестое место.
Страхование жизни оказалось на рекордно низком уровне - 27 %. Однако, как справедливо отмечают аналитики Barometer, этот продукт не следует рассматривать в первую очередь как форму экономии денег, скорее акцент следует делать на его рисковой составляющей.
Популярность криптовалют также снижается; если год назад во втором квартале 32 % опрошенных отдавали им предпочтение, то сейчас - чуть меньше 1/5 (около 18 %). И всего на 1 % от криптовалют отстают так называемые накопления под матрасом, от которых чехи уже давно отказались. Его нынешний уровень популярности является самым низким по шкале Барометра с начала 2016 года. Похоже, что двузначная инфляция убедила других консерваторов в том, что хранить деньги дома - это худшее, что они могут сделать.