Банки стали жестче. Они хотят научить своих клиентов пользоваться мобильными приложениями и интернет-банкингом. И они нашли способ - будут брать больше денег за обслуживание в своих отделениях. По их мнению, это необходимо для обеспечения безопасности.
Банки повышают плату за обслуживание клиентов. Теперь люди будут доплачивать за операции, проводимые физически в отделениях, а также за отправку одноразовых SMS-сообщений для подтверждения платежей или входа в интернет-банк.
Повышая цены, в частности, на услуги в отделениях, банки, по их словам, хотят приучить своих клиентов работать с деньгами с помощью интернет-банкинга или мобильных приложений. "Банки пытаются мотивировать клиентов использовать самые современные способы оплаты, которые упрощают работу с деньгами", - говорит Радек Шалша, пресс-секретарь Чешской банковской ассоциации.
В то же время трансформация банковского рынка в сторону технологий, по его словам, крайне важна с точки зрения безопасности. "В этом отношении новые системы очень опережают время", - добавляет он.
Но есть и другая веская мотивация - экономия средств, которые тратятся на содержание филиалов и работу сотрудников, работающих там с клиентами. В конце концов, чем меньше нагрузка, тем меньше сотрудников и отделений потребуется банкам и тем меньше они будут за это платить.
"Одна из тенденций, на которую сейчас ориентируются банки, - это, безусловно, компьютеризация. Она направлена на максимальную экономию затрат. Например, банки увольняют сотрудников и сокращают количество рабочих мест в филиалах, которые используются все меньше и меньше", - подтверждает Штепан Кржечек, главный экономист BH Securities.
В настоящее время 2 чешских банка планируют повысить цены. Начиная с октября 2023 года, клиенты банка Moneta будут доплачивать за некоторые услуги. К основным изменениям относится, например, увеличение платы до 120 чешских крон за исходящие внутренние платежи, осуществляемые в отделении банка. За такую же плату можно будет снимать наличные в кассах филиалов.
Банк также пытается убедить клиентов использовать так называемые мобильные ключи вместо подтверждающих SMS-сообщений. Поэтому одноразовые подтверждающие сообщения стали дороже на 5 чешских крон.
"Для бесплатных авторизаций мы можем порекомендовать наш мобильный Smart Bank", - говорится в сообщении банка, сообщающем об изменениях.
"Мы пытаемся найти решение, которое поможет нам справиться с ростом расходов, но в то же время позволит нам сохранить как можно больше бесплатных услуг в режиме онлайн. Поэтому мы сосредоточились в первую очередь на малоиспользуемых услугах филиалов, которые остаются доступными в режиме онлайн совершенно бесплатно", - поясняет Зузана Филипова, пресс-секретарь Moneta. Она добавляет, что причиной повышения цен является также рост расходов на физическую обработку наличности и любые бумажные коммуникации и услуги.
Клиентов банка ČSOB также ожидают изменения в аналогичных сферах. С 1 ноября 2023 года плата за подтверждение платежа по SMS вырастет до 2,50 чешских крон и коснётся всех клиентов, не имеющих банковского приложения, за исключением пожилых людей старше 65 лет. Кроме того, банк будет взимать дополнительную плату за платежные поручения по карте в почтовом отделении и за ежемесячные выписки по счету по почте. За отправку PIN-кода к платежной карте по почте ČSOB будет взимать плату от 90 до 150 чешских крон. Эту информацию подтвердил изданию Seznam Zprávy пресс-секретарь банка Патрик Мадле.
Чешские банки работают над безналичной трансформацией рынка уже не первый год. Например, о первых попытках убедить клиентов использовать мобильные ключи вместо SMS-сообщений с подтверждением банки заговорили еще в 2019 году.
В середине прошлого 2022 года компания Česká spořitelna также повысила стоимость текстового сообщения, используемого клиентами для подтверждения интернет-платежей, до 2,50 чешских крон. Помимо подтверждения платежей, плата за SMS взимается также за вход в интернет-банк. Однако подтверждение через мобильное приложение предлагается бесплатно.
"Если наши отделения посещают около полумиллиона клиентов в месяц, то нашим мобильным банковским приложением George пользуются 50 миллионов клиентов в месяц", - заявил Филип Грубый, пресс-секретарь Česká spořitelna.
UniCredit Bank, например, также взимает плату за однократную SMS-верификацию. За неё клиент платит 1,50 чешских крон. Последний раз банк корректировал тарифы для физических лиц в начале марта этого года, но это была скорее техническая корректировка, без увеличения комиссий. Однако, по словам пресс-секретаря Петра Плоцка, ЮниКредит Банк пересматривает прейскурант дважды в год. Поэтому нельзя исключать, что повышение комиссий не коснется клиентов банка в этом году.
![]() |
Сейчас читают 🔥В 2025 году ипотеки в Чехии, вероятно, станут дешевле |