Подготовка к строительству высокоскоростных линий в Чехии на юге и севере Моравии, продвинулась дальше, сообщил Якуб Базгиер, директор Управления строительства высокоскоростных линий из Управления железных дорог. Предполагается, что строительство начнется через 3 года, и поезда смогут двигаться со скоростью до 350 километров в час.
Где вы видите надежду на то, что строительство высокоскоростной магистрали начнется раньше всего, и когда оно может быть завершено?
Наиболее перспективными представляются проекты, которые готовятся сегодня, скажем, во всей Моравии. Их, по сути, два: первый - на юге от Брно до Раквице, что недалеко от Брецлава. А вторая - от Просенице под Пржеровом до Остравы-Свинова.
Мы находимся дальше всех в процессе их подготовки, мы уже предоставляем Министерству окружающей среды документы для оценки воздействия, и у меня есть информация от их стороны, что заключение по проекту может быть готово к концу 2024 года.
Если нам дадут зеленый свет, мы хотим начать выкупать землю в следующем году и приступить к строительству в 2027 году. Мы уже обратились к владельцам земли на юге и собираемся сделать это на севере. Если все пойдет хорошо, то строительство может быть завершено в 2032-2033 годах на юге и на год позже в Северной Моравии.
Какова длина этих участков и сколько денег они будут стоить?
В Южной Моравии это около 40 километров, на севере речь идет о 80 километрах. Стоимость более короткой высокоскоростной линии на юге, согласно технико-экономическому обоснованию, составляет 22-23 миллиарда чешских крон.
С какой скоростью будут ходить поезда?
Максимальная скорость составит 350 километров в час, в зависимости от готовности перевозчиков к использованию поездов. На первых порах они могут использовать нынешние поезда, такие как Pendolino, которые могут двигаться со скоростью 230 километров в час. Уже одно это поможет ускорить соединение.
Конечно, все преимущества высокоскоростных линий станут очевидны только тогда, когда будут построены более длинные непрерывные участки. Это долгий путь, а стоимость всей высокоскоростной сети сейчас оценивается в 800 миллиардов чешских крон.
Как обстоят дела с подготовкой высокоскоростных линий из Праги в Брно и через Усти-над-Лабем в Германию?
Что касается соединения между Прагой и Брно, то мы работаем над проектом Прага-Беховице-Поршичаны. Что касается маршрута Прага - Дрезден, то регион Усти-над-Лабем сейчас имеет в своем распоряжении наши заявки на обновление принципов территориального развития. Если он примет решение в этом году, мы сможем спокойно приступить к подготовке. Без этого мы все еще ждем, как будет спроектирован коридор, поскольку до сих пор ведутся дискуссии о его выравнивании.
На маршруте в Германию запланированные Центральный и Эрцгебирге туннели будут представлять собой проблему во время строительства. Туннель Эрцгебирге будет самым длинным в Центральной Европе - 30 километров.
По какому пути пойдут высокоскоростные железные дороги? Говорилось о том, чтобы по возможности прокладывать их вдоль автомагистралей.
Там, где это технически возможно, имеет смысл прокладывать государственную инфраструктуру рядом друг с другом. В южной Моравии это линия D2, в северной Моравии мы стараемся придерживаться линии D1, а также линии Прага-Брно. Линия Прага-Дрезден планируется по D8, Прага-Вроцлав - по D11.
У высокоскоростной железной дороги есть и противники. Те, кто хочет, чтобы линия проходила за их домами, беспокоятся, например, о шуме...
Высокоскоростные поезда шумят не сильнее, чем нынешние. Мы должны соблюдать действующие ограничения по шуму, иначе мы бы никогда не прошли экологическую экспертизу. У нас есть исследования по шуму, и они заверены печатью управления здравоохранения.
Тот факт, что поезда идут быстрее, означает, что шум от движения немного выше, но мы должны принять еще больше мер по снижению шума, например, установить шумозащитные барьеры или ограждения.
Вы обращались к землевладельцам в южной Моравии с предложением выкупить землю. Какова реакция?
Мы сделали это для того, чтобы люди знали, что что-то произойдет и какие земли будут затронуты. Примерно 2/3 людей сказали, что готовы продать, остальные ждут дополнительной информации, которую мы предоставляем. Конечно, некоторые люди также написали нам, что не хотят продавать.
Так можем ли мы сейчас сказать, что в качестве пилотного проекта начнется строительство линии в Южной Моравии?
Я был бы рад, но это еще зависит от финансирования, которое в настоящее время оценивается как для высокоскоростных, так и для обычных сооружений, включая участок Брно-Пржеров.
Как только мы проведем оценку, мы получим рекомендацию, какой из проектов больше подходит для финансирования частным сектором. Затем она поступит в правительство, которое даст ей зеленый свет.
Поиск частного партнера для проекта PPP и тендер могут занять больше времени, чем обычное финансирование из государственного бюджета и европейские субсидии. Вы обсуждаете эту возможность с Министерством транспорта?
Да, я буду рад, если в будущем некоторые проекты будут финансироваться в такой традиционной форме. Железнодорожная администрация подает заявку на участие в объявленных программах субсидирования; это также будет зависеть от того, объявит ли Европейский союз программу высокоскоростных линий для Вышеградской четверки в этот период, скажем, после 2027 года. Учитывая, что практически все соседние страны в настоящее время строят или готовят их к строительству, я надеюсь, что такие возможности появятся.
Какие вокзальные терминалы уже обрели форму проекта, а какие находятся в стадии тендера?
В результате архитектурных конкурсов уже разработаны проекты двух терминалов: Прага-Восток и Роуднице-над-Лабем. Проект следующего терминала, на этот раз в Йиглаве, мы узнаем весной этого года.