Только в 2024 году Чешский национальный банк (ČNB) купил более 11 тонн золота. С лета прошлого 2023 года он удвоил свои золотые резервы до 41,5 тонны. Ряд других центральных банков также покупают золото в последнее время. Однако у покупок желтого металла есть критики среди чешских экономистов, которые говорят об исторической ностальгии или «маркетинге» главы ČNB Алеша Михла.
Во втором квартале 2024 года ČNB купил почти 6 тонн золота. На конец полугодия в его резервах находилось 1,334 миллиона тройских унций, что эквивалентно 41,5 тонны. Текущая стоимость золота в резервах составляет 3,1 млрд долларов США, или 71,4 млрд чешских крон.
«Ожидаемая доходность и диверсификация активов на балансе должны быть усилены постепенной покупкой золота до 100 тонн, что станет самым высоким показателем в истории ČNB», - заявил губернатор Михл во время лекции в Пардубицком университете в апреле 2024 года. Для сравнения, в 2019 году в хранилищах ČNB находилось 8 тонн золота, что является наименьшим показателем в истории.
Ранее банк заявлял, что 100 тонн золота будут составлять около 5 процентов от общего объема валютных резервов ČNB.
Экономисты расходятся во мнениях относительно современной золотой лихорадки центрального банка.
«ČNB усиливает инвестиционную составляющую своих валютных резервов, чтобы повысить ожидаемую доходность. С этой точки зрения диверсификация в золотые активы имеет смысл. Кроме того, это в некоторой степени хеджирование возросшего геополитического риска», - сообщил Ян Веймелек, главный экономист Komerční banka.
Как отметила аналитик Ева Махдалова из Finlord.cz, не только ČNB значительно покупает золото. Доля золота в валютных резервах центральных банков является самой высокой с конца 1990-х годов.
Сейчас читают 🔥Производство автомобилей в Чехии в 2024 году бьёт рекорды |
Согласно последним данным Всемирного золотого совета за первый квартал 2024 года, объём закупок золота центральными банками достиг 290 тонн, что является рекордным показателем для первого квартала с тех пор, как WGC начал вести эту статистику в 2000 году.
Закупки золота осуществляются в основном центральными банками стран с развивающейся экономикой. Среди крупнейших покупателей золота - центральные банки Турции (30 тонн), Китая и Индии. Пятым по величине покупателем стал Центральный банк Китая, который приобрел 4,7 тонны. Во втором квартале он купил еще больше - упомянутые выше шесть тонн. Таким образом, он был одним из самых активных среди центральных банков. Тонны золота были проданы Таиландом, Узбекистаном и Филиппинами.
«Цена на золото немного скорректировалась по сравнению с рекордными максимумами. В этом году существует ряд факторов, играющих на руку золоту, поэтому не исключено, что оно снова будет стремиться к новым рекордам. Эти факторы включают в себя геополитическую напряженность, президентские выборы в США и ожидаемое осенью снижение процентных ставок ФРС», - добавил Махдал. Когда процентные ставки падают, привлекательность золота, которое не приносит ни процентов, ни дивидендов и выступает в качестве хранилища стоимости, возрастает.
Золото - это очень безопасный актив, который можно продать в случае необходимости за доллары или другую валюту, которая затем может быть использована в качестве боеприпасов в монетарной политике». Снижение доходности в исторической перспективе, на первый взгляд, не является проблемой для центрального банка, основной целью которого не является получение прибыли», - сообщил главный экономист Roklen Павел Петерка.
Покупка физического золота связана со значительными комиссионными, например, за хранение, что негативно скажется на доходности», - отметил Петерка, по мнению которого с этой точки зрения было бы разумнее держать меньшую долю золота и, напротив, увеличить долю так называемых акций „голубых фишек“ крупнейших компаний.
Повышенный интерес Китая и Турции к золоту более понятен, поскольку они сталкиваются с политическим давлением. Физическое золото в хранилищах их центральных банков будет трудно заморозить в теоретическом случае введения санкций, как, например, американские и европейские государственные облигации.
По словам Питерки, возвращение золотого клада - тема, достойная внимания СМИ. Часть населения все еще верит, что золото каким-то образом покрывает стоимость чешской короны. Даже если это не так, оно имеет «маркетинговую ценность с точки зрения центрального банка, правления банка или губернатора Михла», рассуждает он.
Доминик Штроукал, экономист из Пражского столичного университета, считает так же. «Некоторые центральные банки могут рассматривать золото как инвестиционный инструмент, и оно действительно подорожало в последнее время, но ČNB не ставит перед собой цель получения прибыли, и такая причина для него странна», - говорит Штроукал.
«Нам необходимо иметь некоторое количество золота для чеканки памятных монет, и нам придется передать несколько тонн ČNB, если мы примем евро. Но текущие закупки выходят за рамки этих потребностей, и для этого нет никаких причин, кроме маркетинговых», - добавил он. По его словам, золото пользуется хорошей репутацией у населения из-за «исторической ностальгии».
«В некоторых диктаторских режимах оно может быть интересной защитой от замораживания валютных резервов, но, возможно, мы к этому не готовимся», - заключил он.