«Большинство коттеджей, представленных на рынке, нуждаются в ремонте, они представляют собой тепловую катастрофу», - говорит эксперт по недвижимости Ян Адамек. По его словам, старые коттеджи могут стать практически непригодными для продажи через несколько лет, а их цена упадет из-за правил ESG.
ESG - три буквы, которые начинают играть довольно значительную роль, и рынок офисных зданий, гостиниц и коттеджей не избежит большого влияния.
«Думаю, многие игроки на рынке еще будут удивлены», - говорит Ян Адамек, основатель консалтинговой фирмы Jan Hospitality, Hotel Expert. Он считает, что ситуация особенно проблематична для старых зданий и в природоохранных зонах.
Сейчас читают 🔥Интерес чехов к жилью растёт. Рынок недвижимости снова оживился |
«Лично я считаю, что 98 процентов всех зданий в центре Праги непригодны, то есть практически все. Это касается не только Праги, но и центра годов Плзень, Брно и Острава. Если у вас есть природоохранная зона, то с солнечными батареями или тепловыми насосами возникают некоторые проблемы», - объясняет Адамек.
Однако, по его словам, в конечном итоге и защитникам природы, и инвесторам придется отступить и вместе решить, как соответствовать параметрам ESG.
В противном случае существует риск, что офисные здания, а также отели в исторических центрах останутся пустыми. «Если здание не соответствует параметрам ESG, в него не сможет зайти солидный международный арендатор. Скоринг ESG включает в себя место расположения здания, а также то, является ли оно «зеленым», имеет ли оно «зеленую» крышу, обрабатывает ли оно серую воду и оснащено ли тепловыми насосами», - говорит Адамек.
Особенно для институциональных инвесторов эти критерии уже являются необходимостью. «Остаются мелкие местные инвесторы, но и они будут догонять, возможно, из-за финансирования. Банки имеют лишь небольшой процент кредитов, которые они могут выдать клиентам, не соответствующим параметрам ESG», - объясняет Адамек.
Однако, по его словам, нет никакой опасности, что офисы или отели полностью исчезнут из центров городов, включенных в списки. «Это немыслимо, такие центры будут мертвы, а здания в конце концов рухнут, что будет еще хуже. Я нисколько не сомневаюсь, что мы придем к какому-то компромиссу. Сегодня уже есть фотоэлектрическая черепица. Пока они очень дорогие, поэтому их не стоит покупать инвесторам, но природоохранникам они бы понравились. В будущем разработки и исследования будут продвигаться вперед, и я ожидаю, что эти технологии станут дешевле», - добавляет он.
В то же время он отмечает, что более высокие затраты в будущем принесут и более высокую экономию энергии.
Аналогичная ситуация сложится и с коттеджами и дачами, считает он. «С моей точки зрения, сегмент коттеджей и старых дач окажется не в лучшем положении. Это относится не к недавно построенным историческим бревенчатым домикам где-нибудь в Крконоше, а к большинству коттеджей, которые выставлены на продажу и нуждаются в ремонте. Такие коттеджи - это термическая катастрофа. Их ничто не спасет, зачастую они даже не сделаны из кирпича. Банк даст вам больше кредита, но вы должны будете провести надлежащую реконструкцию, которая будет соответствовать новым параметрам ESG», - говорит Адамек.
По его словам, в течение 2-3 лет такие коттеджи и дачи будут практически непригодны для продажи, поэтому цены на них упадут.
«В местах, которые не являются чрезвычайно привлекательными, они будут иметь даже отрицательную стоимость - то есть покупатель заплатит вам стоимочть земли за вычетом сноса», - говорит Адамек, добавляя, что, например, 200 000 крон за снос будут вычтены из стоимости трехмиллионного участка земли, независимо от того, что во время бума во времена ковида данный человек заплатил 4 миллиона за коттедж с землей.
Это, по мнению Адамека, приведет к снижению спроса в будущем. «Тот, кто хочет продать коттедж, должен сделать это сейчас. Второе - возрастет интерес к отдельным участкам, на которых можно построить коттедж. Лично я думаю, что деревянные каркасы и модульные здания станут огромной экономической силой», - добавляет он.