Чешская Республика переживает жилищный кризис и находится в хвосте Европы по доступности жилья. Национальный экономический совет при правительстве предложил 12 решений для выхода из кризиса.
С 2015 года цены на жильё, занимаемое владельцами и арендуемое ими, росли быстрее, чем медианные доходы населения. В результате Чехия стала второй худшей страной среди 17 европейских стран по доступности жилья для собственников.
Не лучшим образом обстоят дела и с доступностью аренды жилья для местных жителей. В крупных городах цены стремительно растут, а в других местах предложение слишком мало.
Несмотря на то, что в последние годы государство работает и внедряет решения по улучшению ситуации с доступностью жилья в Чехии, будь то финансовая поддержка жителей или законодательные изменения, ни один из вариантов пока не дал эффекта.
В связи с ухудшением ситуации в Чехии Национальный экономический совет при правительстве (NERV) подготовил доклад, в котором разработал план по повторному повышению доступности жилья.
«Материал основан на том, что сегодняшняя жилищная политика сосредоточена почти исключительно на спросе. Примерно 28 миллиардов чешских крон направляется на поддержку ипотеки, строительных сбережений и жилищных пособий, которые иногда помогают (пособия), но очень слабо влияют на увеличение предложения доступного жилья», - объясняет социолог Даниэль Прокоп, соавтор материала.
«Мы пытаемся преодолеть идеологические споры и предложить набор взаимодополняющих мер, которые могут решить различные аспекты доступности жилья. Они сведены в 12 приоритетных шагов», - добавил эксперт.
Первый пункт, включенный в доклад NERV, - ускорить выдачу разрешений на строительство и завершить реформу строительной процедуры.
Этому должна способствовать унификация процедур строительных органов и снижение их разрозненности. Согласно опубликованному отчету, необходимо также укрепить штат некоторых органов власти. По мнению NERV, изменения должны произойти и внутри соответствующих органов государственного управления, таких как санитарные станции или органы планирования. В их случае, по мнению экспертов, также целесообразно рассмотреть вопрос об их сокращении.
В качестве второго шага консультанты правительства предлагают реформировать систему территориального планирования. Нынешние правила слишком специфичны и негибки. В частности, реформа должна, например, закрепить достаточное предложение жилья, уменьшить строгость, с которой планы зонирования определяют точное функциональное использование земли, или разрешить жилищное строительство на участках «коричневого поля» без необходимости изменения плана зонирования.
Эксперты также предлагают реформу на третьем этапе, но на этот раз в области муниципального финансирования через бюджетное определение налогов (RUD). Его увеличение должно мотивировать муниципалитеты больше разрешать строительство нового жилья.
«Цель - изменить ситуацию, когда появление новых граждан в общине приносит мало пользы при распределении налогов в бюджете, но создает большое финансовое бремя при строительстве новых услуг и инфраструктуры, а также ограничивает их доступность, что усиливает сопротивление политиков и граждан новому жилищному строительству», - говорится в докладе NERV.
Четвертый пункт NERV также предлагает ограничить ненужные расходы. Эксперты имеют в виду, например, налоговые вычеты на проценты по ипотеке для собственников жилья и поддержку строительных сбережений.
«В случае с ипотекой речь может идти об отмене или ориентировании на первых покупателей с более низкими доходами и более дешевой недвижимостью. Побочный эффект - налоговые поступления в размере от 6 до 10 миллиардов крон в год», - говорится в докладе NERV.
В пятом пункте советники правительства предлагают увеличить расходы на поддержку строительства и ремонта доступного жилья на сумму, равную экономии от предыдущего шага.
Частью плана по повышению доступности жилья в Чехии, по мнению NERV, является необходимость усилить стимул для муниципалитетов использовать муниципальное и социальное жилье вместо того, чтобы перекладывать расходы на государство и выплачивать ему жилищные субсидии. Согласно докладу, решением может стать, например, предоставление муниципалитетам возможности оплачивать часть стоимости жилищного пособия, идущего на частное жильё.
Седьмой пункт должен быть направлен на снижение риска попадания бедных в систему пособий. Поэтому, по мнению экспертов, жилищное пособие должно вновь увязать предельные расходы на жилье с фактической ценой предложения жилья. «Не будет инфляции арендной платы в бедных крупных городах и недооценки в небольших богатых населенных пунктах», - говорится в докладе.
Экономические консультанты также предлагают реформировать структуру налога на недвижимость. Повышение налога на землю, предназначенную для застройки, по сравнению с самими зданиями, а также более тесная привязка налога к стоимости земли в данном районе должны стимулировать развитие.
В то же время в рамках этой меры эксперты предлагают, например, ввести налоговые скидки, чтобы ограничить воздействие на бедных собственников, и ограничить перенос налога на недвижимость на арендную плату через систему более высоких налоговых вычетов на аренду.
NERV также советует правительству оказывать большую поддержку долгосрочной аренде, как законодательно, так и в виде налогов. По мнению экспертов, такая поддержка должна быть оказана, например, путем ограничения существующих преимуществ долгосрочной аренды перед коммерческим использованием квартир для предоставления услуг по размещению.
По мнению NERV, правительство также должно изменить правила выселения неплатежеспособных арендаторов. С другой стороны, оно должно законодательно запретить цепочку краткосрочных договоров аренды.
Главный экономист Creditas Петр Дуфек выступает против плана по ограничению повторяющихся срочных договоров аренды. «Я бы не возражал против цепочки договоров аренды, даже годовых. Политическая воля никогда не сможет в достаточной степени защитить арендодателей от неплательщиков, поэтому дальнейшее связывание их еще более строгими правилами мне не нравится», - сказал он.
В рамках десятой рекомендации NERV предлагает расширить возможности альтернативных инвестиционных стратегий для старости, чтобы общество большинства не было вынуждено использовать для этого только недвижимость. Этой цели должна послужить, например, более комплексная реформа третьей составляющей пенсионного обеспечения.
Инструменты, которые можно было бы использовать для повышения энергоэффективности жилья, также могли бы улучшить его доступность.
«В многоквартирных домах из-за большого количества владельцев жилых единиц недостаточно решений, применимых к односемейным домам. Часть этих дополнительных расходов может быть покрыта из источников финансирования ЕС», - говорится в отчете NERV.
В последнем пункте экономические советники правительства также обращают внимание на улучшение мониторинга данных о жилищном и земельном фонде. Государство должно регистрировать данные об их использовании, распределении цен и собственности.
«Речь идёт в основном об использовании, доступности и увязке существующих данных. Мы также рекомендуем сосредоточиться на оценке мер и контроле скорости и процесса выдачи разрешений на строительство в отдельных органах власти», - пишут члены NERV в отчете.
Именно информацию о состоянии и использовании существующего жилищного фонда главный экономист Creditas Петр Дуфек считает одним из наиболее важных представленных пунктов.
«Благодаря проводимой раз в 10 лет жилищной переписи мы можем располагать подробными статистическими данными, но у нас нет постоянной информации об их использовании. Государство или муниципалитеты не имеют представления о том, сколько квартир сдается в аренду, а сколько просто приходит в упадок без всякого использования. Между тем, сдача квартир в аренду расширяется под эгидой малоинформативных транснациональных компаний без какой-либо возможности налогового контроля», - прокомментировал предложение экономист.