Один из наиболее часто задаваемых вопросов, с которым люди обращаются в dTest Consumer Advice в это время года, касается обязательства получить и оплатить техосмотр газового котла. Когда это обязательство лежит на хозяине недвижимости, а когда - на арендаторе? А как насчет проверки и очистки дымохода или котла? И почему важно не пренебречь такими проверками?
Эдуарда Хекшова, директор потребительской организации dTest, дала ответы на вопросы, касающиеся осмотра котлов, и другие советы.
Как она указала, Гражданский кодекс требует, чтобы арендодатель содержал арендованную квартиру в пригодном для использования состоянии. Однако в нем также оговаривается, что именно арендатор выполняет и оплачивает текущее обслуживание и мелкий ремонт в квартире. Все, что подпадает под понятие текущего обслуживания и мелкого ремонта, определяется специальным постановлением правительства, в котором перечислены конкретные виды деятельности и финансовые ограничения.
В обязанности арендодателя входит, среди прочего, надлежащее проведение осмотров газового котла. Однако следует различать капитальный ремонт и сервисный осмотр котла.
«Котел обычно проверяется квалифицированным техником при вводе в эксплуатацию. Его цель - проверить правильность подключения котла и предотвратить утечку газа. Напротив, сервисные осмотры выполняются техником по обслуживанию, который проверяет правильность работы газового котла и выполняет техническое обслуживание, состоящее из смазки, очистки или регулировки. Организовать сервисный осмотр и заплатить за него обязан арендатор», - пояснила Хекшова.
По ее словам, договор аренды может регулировать уход за квартирой иначе, чем закон, но арендатор не может ограничивать свои права, то есть возлагать на него больше обязательств, чем говорит закон.
В то время как юридические лица обязаны проводить ревизию газового котла 1 раз в 3 года и сервисные проверки 1 раз в год, частота этих проверок физическими лицами не указывается. Однако проведение как ревизий, так и сервисных осмотров могут быть условием для признания претензии в отношении газового котла или для выплаты страховых взносов в случае наступления страхового случая по страхованию имущества и домашнего хозяйства.
Не говоря уже о том, что невыполнение этого может привести к повреждению или травме. Поэтому Hekšová рекомендует проводить ревизии и сервисные осмотры котла не только в арендуемой квартире, в сроки, действующие для юридических лиц.
Осмотр и чистка дымоходов также связаны с осмотром газового котла, который является обязательным для домашних хозяйств 1 раз в год. Если дымоходы являются частью квартиры, арендатор обязан их осмотреть и очистить, ревизия ложится на плечи арендодателю.
«Однако не следует забывать и об обслуживании, например, котла. Проточный котел может увеличить потребление воды на сумму, соответствующую десяткам тысяч крон в год. По закону, его контроль должен обеспечить арендатор», - сказал директор dTest.
Учитывая, что концепции пересмотра и контроля могут совпадать, это подходящее решение - скорректировать эти обязательства в договоре аренды. "Независимо от того, как закон или договор аренды разделяют обслуживание и ремонт в квартире между домовладельцем и арендатором, мы рекомендуем арендатору регулярно проверять оборудование в квартире, поскольку арендодатель часто не может обнаружить дефекты и в случае отказа сообщить о них может нести ответственность за любой ущерб. арендатор", рекомендуется Hekšová.
Кроме того, домовладелец должен купить новый газовый котел в случае поломки старого, но он может потребовать от арендатора частичную оплату его стоимости, если он пренебрегает его обслуживанием.