В последние недели Чехия сделала еще один шаг к реализации проекта, который изменит представления людей о транспорте и жилье. В начале июня 2025 года в процессе EIA, исследующем влияние строительства на окружающую среду, была одобрена первая часть из запланированных сотен километров высокоскоростных железнодорожных линий. Судя по опыту других стран, в ближайшие годы это может существенно повлиять на цены и доступность недвижимости.
«Когда улучшается транспортное сообщение, это определенно стимулирует рост цен на недвижимость», — сказал в интервью Novinky Петр Дуфек, главный экономист банка Creditas.
Однако Дуфек добавляет, что, учитывая сложную систему разрешений, остается открытым вопрос, когда строительство высокоскоростной железной дороги со скоростью до 320 километров в час действительно начнется в полную силу и когда оно начнет влиять на цены на дома и квартиры.
По данным Министерства транспорта, строительство первого действительно высокоскоростного участка между Просеницами у Пршерова и Остравой-Свиновом должно начаться в 2028 году.
Высокоскоростные железные дороги обещают значительное сокращение времени в пути до крупных городов. Государство предполагает, что до трех крупнейших городов — Праги, Брно и Остравы — можно будет добраться из большей части страны за час езды. Например, из Усти-над-Лабем до Праги можно будет доехать всего за 25 минут, сейчас поездка занимает более часа. Добираться из Йиглавы до Брно можно будет за 35 минут вместо нынешних почти 2-х часов.
К 2050 году в Чехии должно появиться до 767 километров высокоскоростных железнодорожных линий. Однако нет уверенности, что проект не будет снова отложен. Именно поэтому его влияние на цены на недвижимость пока не ощущается. Согласно данным крупнейшего рекламного сайта Sreality, квартиры в городах, через которые должна проходить железная дорога, дорожают примерно так же, как и в среднем по отдельным регионам.
Однако международный опыт показывает, что потенциал высокоскоростных поездов в плане влияния на рынок жилья огромен. Например, исследование, проведенное на выборке из 285 городов Китая, показало, что цены в районах, обслуживаемых новой железной дорогой, росли примерно на 10 процентов быстрее, чем в других местах. Более быстрый рост цен по сравнению со средним показателем был зафиксирован и после ввода в эксплуатацию высокоскоростных линий в Испании и некоторых французских городах.
Однако влияние на рынок недвижимости проявляется только после ввода линий в эксплуатацию, а не на стадии обсуждения, как в Чехии. В то же время видно, что цены растут быстрее в небольших и средних городах, которые благодаря поездам становятся более привлекательными для новых жителей.
В Чехии благодаря высокоскоростным железнодорожным линиям могут подорожать квартиры и дома, например, в таких районах, как Роуднице-над-Лабем, Лоуны или Усти-над-Лабем. Однако влияние может ощутить и, например, Пардубице, которое уже сейчас извлекает выгоду из хорошего сообщения с Прагой.
Влияние новых проектов на цены на недвижимость показывают и чешские опыты с открытием новых автомагистралей и обычных железнодорожных линий. Они также оказывают существенное влияние на города, которые соединяют с более крупными центрами. По данным одной риелторской службы, недвижимость вблизи этих новых транспортных сооружений за последние 5 лет дорожала на 30 процентов быстрее по сравнению с средним показателем по региону.
«Наибольшее влияние наблюдается там, где автомагистраль сократила время в пути до ближайшей региональной столицы на 10–15 минут», — отметил глава службы Мартин Понцер.
«Второй по величине рост мы зафиксировали там, где железная дорога соединила привлекательный региональный центр с столицей. Это привлекло в первую очередь семьи, которые ищут жилье за пределами большого города, но в то же время нуждаются в разумном времени в пути», — добавил он.
К более быстрому темпу роста цен также способствует то, что цены растут с низкого уровня. Это будет также иметь место в некоторых населенных пунктах на планируемых высокоскоростных маршрутах. Низкие цены на недвижимость, например, наблюдаются в городах Устецкого края.
Опыт других стран показывает, что именно упомянутый Понзером эффект, когда люди решают переехать за пределы столицы, может после завершения строительства высокоскоростной трассы помочь охладить перегретый рынок недвижимости в Праге.
Подобный эффект наблюдался, например, в Японии. Исследование, посвященное развитию в период с 1964 по 2010 год, показало, что высокоскоростные железные дороги способствовали желанию людей жить за пределами крупнейших мегаполисов, что снизило давление на рост цен на недвижимость в них. Цены не падали, но росли медленнее, чем это было бы без новой железной дороги.
Однако Дуфек предупреждает, что в Чехии на силу подобного эффекта может повлиять и то, насколько дорогостоящим будет использование высокоскоростной железной дороги. «Цены на проезд будут выше, чем на классической железной дороге. Совершенно не обязательно, что люди будут регулярно добираться в Прагу из других городов», — заявил он.
Подобная проблема проявилась, например, на Тайване, где цена билета была установлена настолько высокой, что обычные люди не могли себе его позволить. Это практически свело на нет влияние на рынок недвижимости.