Глобальная пандемия и связанный с ней спад в некоторых сферах жизни сильно повлияли на то, как люди делают покупки. Все больше людей пользуются банковскими картами в обычных магазинах, и все больше чехов совершают покупки в Интернете.
Эту тенденцию подтверждают и представители чешских банков. "В целом, объем операций с картами Komerční banka вырос примерно на 10 % в период с марта по июль 2019 и 2021 годов", - сказал Павел Зубек, пресс-секретарь Komerční banka.
Кроме того, изменилось и то, как чехи используют платежные карты. "Объем онлайн-платежей почти удвоится в 2021 году по сравнению с годом до 2019 года (рост 89 %). Напротив, объём наличных денег, снятых в банкоматах держателями карт Komerční banka, за тот же период снизился на 7 %. Объем платежей в магазинах вырос на 16 %", - пояснил Зубек.
"За последний год объем операций электронной коммерции (покупок в интернете), совершенных с использованием карт, эмитированных нашим банком, вырос более чем на 50 %, а за 2 года - более чем на 110 %. Поэтому в настоящее время мы достигаем более чем в 2 раза больших объемов, чем в 2019 году", - сказала Михаэла Лхоткова, член Совета директоров ČSOB.
В Air bank карточные платежи на внутреннем рынке Чехии (не только онлайн) выросли на 15 % в годовом исчислении по количеству транзакций и на 25 % по объёму использованных средств в период со второго квартала прошлого года по первый квартал 2021 года.
"Различия еще больше для платежей по цифровым картам, если сравнивать первое полугодие этого года и прошлого года. Количество и объем транзакций через Apple Pay, например, выросли почти на 60 %, в случае Google Pay - примерно на 30 %, для Garmin Pay - на 70 %, а в случае Fitbit Pay - даже более чем на 80 %", - сказал представитель Air bank Роман Мачачек.
Петр Плочек, руководитель отдела коммуникаций UniCredit Bank, отмечает, что в настоящее время картами гораздо чаще пользуются люди старше 55 лет. "По данным опроса, проведенного в прошлом году, 10 % чехов во время пандемии стали использовать цифровые каналы вновь или даже в большей степени, чем в допандемический период".
Между тем, тенденция сохраняется даже после окончания локдаунов. "Мы рассматриваем общее увеличение платежей по картам как долгосрочную тенденцию: клиенты чаще платят картами, чем наличными", - сказал Мачачек.
В Чешской Республике наблюдается аналогичное развитие. "В мае и июне 2021 года объемы операций по картам, которые мы регистрировали в платежных терминалах и во время покупок в интернете, превысили прошлогодние рождественские показатели и достигли в эти 2 месяца около 26,7 млрд. чешских крон. Объем этих платежей в июне вырос почти на пятую часть (24,8 %) по сравнению с прошлым годом", - сказал Ян Хайлих, руководитель отдела платежных решений компании Česká spořitelna.
"В годовом сравнении объём всех операций по картам в июне вырос почти на пятую часть (17,7 %). Объем карточных платежей в интернете вырос больше всего по сравнению с прошлым годом (на 46 %). Объем операций по картам, совершенных через платежные терминалы, вырос на одну пятую часть (20,8 %), а объём снятия наличных в сети банкоматов - на 10 %", - добавил Хайлич.
По его словам, рост особенно заметен на платежных терминалах в секторах путешествий, транспорта, хобби-рынков и отельного бизнеса. "Мы наблюдаем аналогичное развитие в платежах электронной коммерции, где доминируют туристические агентства, топливо, жильё, одежда и транспорт".
UniCredit также подтверждает продолжение тенденции. "Наш недавний опрос подтвердил эту тенденцию и показал, что более 60 % чехов и словаков активно используют свои мобильные телефоны не только для управления финансами. Apple Pay и Google Pay также относятся к онлайн-платежам. Что касается общего объёма электронных транзакций, то в UniCredit Bank мы наблюдаем двузначный процентный рост по сравнению с прошлым годом".
Представители банков согласны с тем, что тенденция к электронизации платежей и коммерции предъявляет к ним все более высокие требования. "В основном это связано с более высокими требованиями к технологическим мощностям для обработки платежей - в пиковое время возрастает нагрузка на системы обработки платежей, которые нам пришлось усилить", - пояснила Лхоткова от имени ČSOB.
"Мы наблюдаем, например, больший интерес к претензиям по авиабилетам, турам и недопоставленным товарам, которые пострадали от пандемии", - напомнил еще об одном аспекте этой тенденции Мачачек из Air bank.
"И эта тенденция предъявляет повышенные требования не к банкам, а к клиентам и их осторожности из-за участившихся попыток неправомерного использования карт, в последнее время в виде фишинга (мошеннических телефонных звонков, которые лишают людей данных их карт), от которых мы предостерегаем клиентов".
По словам Зубека из Komerční banka, рост количества операций с картами и электронной коммерции предъявляет высокие требования к надежности систем, обеспечивающих эти операции. "Кроме того, в долгосрочной перспективе необходимо повысить удовлетворенность клиентов транзакциями по картам в Интернете, которые должны поддерживать необходимый уровень безопасности, но в то же время быть простыми для клиентов", - добавил Зубек.