Управляющий Чешским национальным банком (ČNB) Алеш Михл уже давно не скрывает своей любви к золоту - по крайней мере, к резервному золоту в хранилищах центрального банка. Его задумка уже реализована на одну пятую часть.
В настоящее время в хранилищах Чешского национального банка (ČNB) находится почти 20 тонн золота. Однако глава ČNB Алеш Михл не скрывает, что хотел бы еще больше увеличить объем золотого запаса. "Я хочу постепенно довести количество золота в резервах до 100 тонн", - заявил он как рядовой член правления.
Увеличение запасов золота до 100 тонн в текущих ценах позволит повысить его долю в резервах более чем до 4 % с нынешних 0,9 %.
"При этом другие страны региона, имеющие собственные валюты, обладают еще более высокой долей золота. Например, Венгрия на конец июня 2023 года держала в золоте чуть менее 13,4 % своих резервов, а Польша - 9,4 %", - говорит Яромир Гец, экономист Komerční banka, который считает, что в этом нет ничего необычного.
Однако, по словам экономиста, соотношение может исказить эту оценку, поскольку ČNB имеет одни из самых больших валютных резервов в мире по отношению к размеру экономики (40-50 % годового ВВП), в то время как в Венгрии и Польше соотношение резервов к ВВП примерно вдвое меньше.
Похоже, что Михл серьезно относится к своей задумке. В настоящее время ČNB располагает 630 тысяч тройских унций золота, что эквивалентно более чем 19,5 тоннам. Но закупки центрального банка продолжают расти. Согласно годовому отчету ČNB за прошлый 2022 год, на конец 2022 года у него будет 12 тонн золота, что примерно на 13 % больше, чем на конец 2021 года.
Губернатор Михл видит преимущества драгоценного металла прежде всего в его стабилизирующей функции, а также в том, что он является подходящим инструментом для распределения рисков. Цена на золото обычно не движется в том же направлении, что и акции, в которые также инвестирует центральный банк. Поэтому оно предназначено главным образом для хеджирования в случае нестабильной ситуации на финансовых рынках. Именно поэтому, по мнению управляющего, он является подходящим инструментом для долгосрочного портфеля ČNB.
В краткосрочной перспективе накопление золотого запаса представляется выгодным вложением. С начала года балансовая стоимость золота в портфеле ČNB выросла примерно до 26 млрд. чешских крон по сравнению с 15,8 млрд. чешских крон на конец прошлого года. В то же время во втором квартале, согласно балансу, стоимость металла в резервах банка ускорилась. Если в первом квартале она увеличилась на 2,7 млрд. чешских крон, то во втором - на 7,56 млрд. чешских крон.
С другой стороны, с точки зрения долгосрочной доходности золото не очень привлекательно, считает Михал Скоржепа, экономист компании Česká spořitelna. "Его накопление имеет смысл, если руководство центрального банка хочет усилить свою готовность к катастрофическим сценариям, при которых традиционные финансовые активы могут потерять значительную часть своей стоимости. С этой точки зрения размышления нынешнего правления ČNB могут иметь определенную логику", - пояснил он изданию SZ Byznys.
Экономист Гец из банка Komerční banka напомнил изданию SZ Byznys, что в отличие от других активов, таких как акции или облигации, золото имеет определенный недостаток, поскольку не приносит процентов или дивидендов, и доход от этой инвестиции реализуется только на основе изменения цены и только в момент продажи.
"Кроме того, долгосрочная доходность золота значительно ниже, чем, например, у акций. Кроме того, существуют дополнительные расходы, связанные с хранением физического золота", - добавляет он.
Стоимость золота в резервах центрального банка изменяется не только в зависимости от объёма хранимого золота, но и от динамики его цены на рынках. Если в начале года золото торговалось по цене около 1 830 долларов (около 40 300 чешских крон) за тройскую унцию, то сегодня его цена составляет чуть менее 2 000 долларов за унцию. Таким образом, в этом году золото подорожало на рынке на 9 процентов.
В прошлом Чешский национальный банк имел в своих валютных резервах десятки тонн золота. Однако в 1997 и 1998 годах он продал 56 тонн этого металла, оставив себе 14 тонн. Это вызвало много критики, и продажа металла в то время до сих пор вызывает резонанс. Однако, по мнению ČNB, причины массовой продажи были вполне обоснованными.
"В 1997 году чешская крона переживала период кризиса, и использование валютных резервов для денежной интервенции стало реальностью. В 1997 году валютные резервы были не так велики, как сейчас. Продав золото, ČNB получил более высокую ликвидность и более высокую стабильность доходности, что было приоритетным требованием к валютным резервам в то время", - пишет центральный банк.
В контексте уставных обязательств ČNB ликвидность и стабильность доходности являются важнейшими факторами, которые нельзя игнорировать при экономической оценке продажи золота с точки зрения сегодняшнего дня. Золото, безусловно, не является ликвидным активом, который можно было бы использовать для немедленных интервенций.
При сегодняшней цене на золото, которая в несколько раз выше, чем во второй половине 1990-х годов, продажа тогда может показаться невыгодной. Даже в контексте того, что в настоящее время ČNB вновь покупает золото "с премией". Однако в самом Центробанке отмечают, что нельзя судить только об экономическом аспекте, сравнивая историческую и текущую цену.
"Прежде всего, необходимо оценить роль золота по отношению к функциям валютных резервов и другим обстоятельствам, которые привели к продаже. Для ČNB основной задачей было обеспечение ликвидности, пригодности к использованию и стабильности стоимости валютных резервов. Другие функции, такие как спекуляция будущим ростом цен на активы, не входили тогда и не входят сейчас в задачи центрального банка", - заявили в ČNB.
С этим согласен и экономист Гец из Komerční banka, который утверждает, что основной целью ČNB не является максимизация прибыли, как это происходит в коммерческих структурах.
"В 1997-1998 гг. ČNB продал часть своих золотых запасов, в том числе и для того, чтобы повысить ликвидность своих валютных резервов, поскольку в то время центральный банк проводил интервенции против обесценивания чешской кроны. Однако даже с точки зрения доходности золото в то время было не самым выгодным вложением, хотя, возможно, это и не было основной причиной такого решения".
Чешский национальный банк в настоящее время сам не покупает золото в больших объёмах. Только за первый квартал текущего года центральные банки по всему миру купили в общей сложности 228 тонн золота, что на 34 % больше предыдущего рекорда, установленного в 2013 году.
Крупнейшим покупателем "слитков" стал Сингапур - 69 т, за ним следуют Китай, Турция и Индия, сообщил недавно Всемирный золотой совет (WGC). Золото покупали центральные банки как развитых стран, так и стран с более молодой экономикой. По сравнению с первым кварталом прошлого года объем золота, приобретенного для резервов центральных банков, вырос на 176 %.
Но являются ли 100 тонн, заявленные Михлем для ČNB, адекватной долей золотого запаса? По мнению Скорепы из Česká spořitelna, оптимального значения доли золота в общих активах центрального банка не существует.
"Это зависит от конкретной ситуации. В целом же центральные банки развитых стран, похоже, не стремятся сильно менять свои золотые запасы", - заключает экономист.