По закону чешские банки обязаны тщательно проверять кредитоспособность каждого претендента на получение ипотечного кредита в Чехии. Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем (ИП), банки требуют последнюю налоговую декларацию для подтверждения размера дохода. Но как быть с предпринимателями, которые выбрали фиксированную ставку налога (paušální daň) и поэтому не должны подавать налоговую декларацию?
В настоящее время в Чешской Республике насчитывается более миллиона предпринимателей, для которых самозанятость является основным источником дохода. По данным Министерства финансов, около 78 000 из них используют так называемый налог с фиксированной ставкой.
Главное преимущество единовременного налога, которым предприниматели могут воспользоваться с начала января 2021 года при соблюдении установленных законом условий, заключается в том, что индивидуальные предприниматели ежемесячно платят только один единовременный сбор (в этом году - 5 994 чешских крон, в 2021 году - 5 469 чешских крон).
"Самозанятый человек с фиксированной ставкой налога платит социальное обеспечение, медицинское страхование и подоходный налог одним ежемесячным платежом. В этом году эти предприниматели больше не заполняют декларации социального и медицинского страхования и не подают налоговые декларации за прошедший налоговый период", - говорит Вероника Хегрова из "Hyponamiru".
Если предприниматель, использующий единую ставку налога, решит обратиться за ипотечным кредитом, у банка больше не будет возможности оценить размер его дохода по налоговой декларации. Однако это не означает, что они не смогут получить ипотечный кредит, поскольку в банках действуют новые правила оценки кредитоспособности заявителя.
Česká spořitelna
Заявитель должен иметь обороты на своём счету, должен вести бизнес в течение всего 2021 года (самое позднее начало бизнеса в январе 2021 года). Банк требует документального подтверждения выписки со счёта за весь календарный год 2021, через который он совершал операции связанные со своим бизнесом. Не имеет значения, является ли это бизнес-счет или личный счёт. Затем они рассчитают сумму оборота бизнеса на основании документально подтвержденных выписок из других банков или счетов ČS.
Skupina ČSOB, Hypoteční banka
Вместо налоговой декларации банк попросит предоставить выписки с платежного счёта предприятия за последние 6 месяцев. Если доходы предпринимателей частично или полностью состоят из наличного оборота, банк запрашивает и другие документы, например, счета-фактуры, сводки продаж из EET и т.д. Уровень расходов предпринимателей также оценивается в зависимости от осуществляемой деятельности.
Komerční banka
По крайней мере, в первой половине 2022 года банк в первую очередь опирается на налоговую декларацию за 2020 год. Другие необходимые документы: выписки из банка с указанием суммы уплаченного налога по фиксированной ставке и заявление о том, что клиент не перестал быть налогоплательщиком по фиксированной ставке в течение контрольного периода 2021 года и что его доход не уменьшился по сравнению с налоговой декларацией за 2020 год.
Moneta Money Bank
Клиент должен предоставить 3 последние выписки с банковского счета, где последняя выписка должна показывать уплату сборов, соответствующих единовременному налогу. Банк примет доход заявителя, если он занимался бизнесом в течение полных 12 месяцев в предыдущем налоговом году (т.е. в 2021 году).
Raiffeisenbank
Для того чтобы подать заявку на получение ипотечного кредита, клиент должен вести непрерывную предпринимательскую деятельность продолжительностью не менее 12 месяцев. Однако, если в предыдущем году (налоговом году) он не занимался предпринимательской деятельностью в течение полного года, банк требует, чтобы предпринимательская деятельность длилась не менее 6 месяцев. Затем рассчитывается доход за соответствующее количество месяцев, в течение которых осуществлялась предпринимательская деятельность. Однако метод оценки дохода не является публичным, поэтому банк не может предоставить подробную информацию.
UniCredit Bank
До конца марта 2022 года банк будет рассчитывать доход заявителей в соответствии с налоговой декларацией за 2020 год. Он введет новую процедуру в течение марта. Он потребует от заявителей предоставления доказательств уплаты единого налога. Клиент должен будет подтвердить свое финансовое положение - например выписками с бизнес-счета, через который он проводит платежные операции.
Процедура и перечень необходимых документов в разных банках несколько отличаются, но все банки, естественно, интересуются доходами и их источниками. Учитываются только те операции на банковских счетах, которые явно связаны с предпринимательской деятельностью.
Например, банки не признают внесение наличных на счет без документально подтвержденного счета, а также разовые переводы с собственного счета другого бизнесмена или счетов членов его семьи, доход от сберегательных и инвестиционных продуктов или разовый доход, например, от продажи недвижимости.
Затем расходы будут определяться как процент от дохода в зависимости от вида основного бизнеса. Для ИП (OSVČ), работающих по схеме с фиксированной ставкой, банки используют тот же механизм, что и для предпринимателей, которые заявляют расходы по фиксированной ставке в своих налоговых декларациях. Кроме того, в расходах учитывается сумма единого налога, уплаченного в соответствующем году.