Финальная битва за ТЦ Palladium досталась богатым чешских инвесторам, в то время как стратегические инвесторы выбыли из борьбы. Решение будет принято между фондами недвижимости Reico, Trigea и консорциумом Wood & Company и Investika.
Продажа самого дорогого торгового центра в Чехии - пражского Palladium - переходит в финальную стадию. Две недели назад, по данным двух независимых источников, были поданы первые предложения. Появились 3 финалиста. По данным нескольких независимых источников, в их число вошли Reico и консорциум Investika с инвестиционной группой Wood & Company. Третьим, по словам источника в сфере недвижимости, знакомого с вопросом, стал фонд Trigea из финансово-консалтинговой компании Partners.
«На внутреннем рынке это, скорее всего, будут более сильные группы, которые уже имеют опыт работы с торговыми центрами. Это могут быть, например, Wood & Co., Trigea, Investika или Reico, которые способны совершать крупные покупки», - говорит Томаш Силадьи из консалтинговой компании Colliers.
С другой стороны, французский гигант Klépierre, владеющий торговым центром Nový Smíchov и центром Plaza в городе Плзень, вышел из игры. Ему принадлежат 70 торговых центров в десяти европейских странах.
Владельцем Palladium является немецкая инвестиционная компания Union Investment, которая, по данным SZ Byznys, хочет выручить от продажи около 700 миллионов евро. О своем намерении продать Palladium компания объявила в начале этого года. CBRE консультирует владельцев по вопросам продажи. Последняя не захотела комментировать процесс продажи.
Потенциальные покупатели также дают аналогичные комментарии. «Мы не комментируем спекуляции относительно возможного участия Česká spořitelna или её дочерних компаний, включая фонд Reico, в процессах приобретения», - заявил редакции Филип Грубы, пресс-секретарь сберегательного банка. Reico - крупнейший отечественный фонд недвижимости. Wood Group оставила вопросы без ответа.
Фонд Trigea, который может стать сильным конкурентом для Reico, также не стал комментировать сделку. Trigea был фаворитом на приобретение брненского торгового центра Vaňkovka. Однако его продажа была отменена в последний момент немецким владельцем, ECE Group. Таким образом, у компании есть готовое финансирование, и она может рассчитывать на стабильный приток денег от инвесторов. В портфеле Trigea уже есть центр Arkády Pankrác, который она приобрела в прошлом (2025) году за более чем 6 миллиардов чешских крон.
В отличие от вышеупомянутых фондов, которые вступили в борьбу за Palladium самостоятельно, инвестиционные группы Wood & Company и Investika создали консорциум. Штаб-квартира группы Wood находится в Палладиуме. В её портфель входит пражская Galeria Harfa, а в октябре прошлого года она приобрела братиславский Aupark в сотрудничестве с Tatra Asset Management. У нее также есть союзники в борьбе за Палладиум. Обе группы покупают объекты для своих фондов недвижимости.
Нынешняя продажа Palladium лишь подтверждает долгосрочную тенденцию доминирования местного капитала на чешском рынке. В сфере коммерческой недвижимости на долю отечественных игроков приходится до 90 процентов всех инвестиций. Иностранные инвесторы используют возможности на своих родных рынках, где цены на недвижимость упали сильнее, чем в Чехии.
«Большинство международных инвесторов сохраняют осторожность и предпочитают вкладывать средства в более зрелые рынки Западной Европы. В отличие от них, местные инвесторы, как правило, больше доверяют внутренним рынкам благодаря более глубокому знанию обстановки и большому личному опыту», - говорит Силадьи, добавляя, что местный капитал может быть более агрессивным. Тот факт, что приток денег остается стабильным, также играет на руку чешским фондам.
Интересно, что стратегические игроки, такие как Kleppier, выбыли из конкуренции, оставив фонды с большим количеством свободных средств. «Состоятельные инвесторы остались в конкурсе, - добавляет вышеупомянутый источник.
Однако требуемая сумма весьма амбициозна, и нет уверенности, что даже капиталоемкие инвесторы будут готовы её потратить». «В данном случае она может составить от 600 до 700 миллионов евро», - комментирует Силадьи предполагаемую цену покупки.
По его словам, Palladium интересен уровнем арендной платы, составом арендаторов и, прежде всего, местоположением. «Крупный офисный компонент может стать привлекательным дополнением для некоторых. Недостатком может быть, например, необходимость возможных более крупных инвестиций или повторной сдачи офисов в аренду, что может быть непривлекательным для некоторых», - добавляет Силадьи.
Однако у центра есть и другой недостаток. «Арендная плата очень высока. Вопрос в их устойчивости», - отмечает источник, знакомый с вопросом. Проще говоря, в долгосрочной перспективе магазины могут не зарабатывать достаточно, чтобы оплачивать аренду».
Десять лет назад компания Union Investment заплатила за торговый центр 570 миллионов евро (примерно 15,6 миллиарда чешских крон на тот момент). До этого никто в Чехии не платил столько за недвижимость. Она купила центр у другой немецкой компании, Hannover Leasing. «Последний раз центр продавался 10 лет назад. Обычно фонд продает все или часть своих активов через такой большой промежуток времени, чтобы получить прибыль и инвестировать в новые активы», - говорит Силадьи. В этом году количество сделок также стремится к рекорду, по крайней мере в сегменте торговых центров.
За свои деньги покупатель получит торговый центр в центре Праги, который предлагает 41 000 м2 торговых и 18 000 м2 офисных площадей. Согласно информации на сайте Palladium, в центре 163 магазина и 25 ресторанов и 700 парковочных мест.