Доступность жилья является проблемой в Чешской Республике. Но у него есть решение. Несколько экспертов поразмыслили над этим и представили варианты улучшения жилищного строительства.
Доступность жилья в Чехии ухудшается в течение длительного времени. Например, доступность жилья снизилась примерно на 145 % с марта 2020 года в масштабах всей Чешской Республики, согласно индексу доступности жилья Seznam Zprávy.
Вопрос о том, как эффективно решить эту проблему, в последние годы рассматривался целым рядом экспертов строительной отрасли. Первый вариант, получивший резонанс в последние 2 года, - это разработка современного закона о строительстве, который бы отвечал текущим потребностям Чешской Республики.
Сейчас читают 🔥Квартиры в Чехии дорожают быстрее, чем ожидалось |
Правительство Чехии вновь обсудит свою поправку в четверг 27 октября 2022 года. По словам министра регионального развития и заместителя премьер-министра по вопросам цифровизации Ивана Бартоша, поправка будет способствовать ускорению процедуры строительства. Однако нынешняя форма поправки сопровождается волной критики, и мало кто в строительной отрасли удовлетворен её нынешним состоянием.
Эксперты, с которыми связалась редакция Seznam Zprávy, критикуют отсутствие сотрудничества между правительством и профессиональной общественностью, которая должна была участвовать в подготовке поправки. Они также обеспокоены тем, что по сравнению с первоначальным предложением, одобренным прежним правительством, поправка не поможет сократить среднее время процесса получения разрешений, что также было подтверждено оценкой воздействия постановления, подготовленной самим министерством.
Министр Бартош ранее заявлял, в частности, что один только закон о строительстве не решит проблему медленного строительства и ухудшения доступности жилья. Поэтому вопрос в том, какие еще решения есть на столе?
Редакция Seznam Zprávy связалась с несколькими экспертами, которые размышляли над этим вопросом. На основе их вклада было выработано 7 конкретных рекомендаций.
"Нам нужны изменения, чтобы мэр или глава города занимал ключевую позицию в этом процессе, в том числе в процессе выдачи разрешений. Сегодня общественные интересы соответствующих государственных органов преобладают над общественными интересами муниципалитета", - говорит Марек Ваха, пресс-секретарь Института планирования и развития города Праги (IPR).
Согласно IPR, расширение полномочий городов и муниципалитетов является необходимым условием для улучшения ситуации с доступностью жилья.
"Мы предлагаем принцип, при котором муниципалитет может отступать от требований государства с обоснованием, если есть противовес в виде иного мнения государства или общественных интересов муниципалитета", - добавил Ваха.
Более эффективному строительству и развитию зданий также может способствовать привлечение самих городов к строительству. В Праге, например, 2 года назад была создана компания Prague Development Company для планирования строительства жилья на собственных землях.
По мнению брокера по недвижимости Франтишека Кроупы из компании Archer Reality, устаревшая информация о зонировании, особенно в крупных городах, может значительно замедлить строительство в нынешней ситуации.
"Если застройщики будут знать, что и где они могут строить, то будет меньше ненужных переговоров и возможности коррупции", - сказал Кроупа о рекомендациях по повышению доступности жилья для владельцев в Чешской Республике.
Ваха из IPR также согласен с этим. "Города должны иметь возможность создавать свои собственные планы зонирования. Это позволит ускорить процесс и в большей степени соответствовать потребностям городов. Качественная застройка по новому плану будет осуществляться совсем другими темпами", - добавил он.
Различное отношение сторонников сохранения, архитекторов, пожарных, представителей муниципалитета и местных политиков. Частые разногласия - одна из причин, по которой планы строительства могут растягиваться на месяцы или годы, считает агент по недвижимости Франтишек Кроупа.
"Необходимо, чтобы государственные институты давали чёткие и согласованные решения", - сказал Кроупа.
Налоговые корректировки могут существенно стимулировать новое строительство и повысить доступность жилья. Для этого достаточно, чтобы государство снизило НДС на новые квартиры, а сэкономленные деньги перечислялись бы непосредственно в города и муниципалитеты, где эти квартиры строятся, в виде сбора.
"Наиболее правильным решением было бы снизить НДС на квартиры с 15 % до 10 %, а оставшиеся 5 % направлять непосредственно в города и муниципалитеты, где они построены. Пять процентов от стоимости новых зданий могли бы взиматься муниципалитетами в виде местного налога или на основе соглашения о планировании с инвестором. Это также могло бы решить проблему бессистемных и юридически сомнительных требований "добровольных" взносов инвесторов, которые только еще больше повышают цены на квартиры", - рекомендует Ондржей Штястный, руководитель отдела аналитики девелоперской компании Central Group.
В связи с ускорением строительства, а значит, и повышением доступности жилья в Чехии, часто говорят о сотрудничестве государственного и частного секторов, то есть о более активном участии так называемых проектов ГЧП (государственно-частного партнерства).
"Частный сектор, по своей природе, в подавляющем большинстве случаев работает значительно эффективнее государственного", - говорится в рекомендациях девелоперской компании Central Group.
По мнению мэра Праги Зденка Гржиба, обсуждение и работа города в области жилищного строительства должны вестись примерно в трех направлениях.
"Необходимо наладить конструктивную связь с частным сектором, город должен как можно скорее начать строительство кооперативного жилья, а за городским жилым фондом необходимо обеспечить надлежащий уход и реконструкцию", - сказал Гржиб.
Если говорить конкретно, то такое сотрудничество может быть полезным для государственного сектора при создании собственного фонда арендного жилья.
"Фонд может быть легко и быстро создан государственным сектором путем прозрачного обмена неиспользуемых государственных земель и браунфилдов на квартиры, построенные частными инвесторами", - добавил Штястны из Central Group.
Браунфилды, то есть строительство на неиспользуемых и заброшенных (часто бывших промышленных) площадках, также стали темой последних лет в контексте максимального развития строительства. Хотя цены на такие земли значительно ниже тех, на которых можно строить непосредственно, из-за сноса или дезактивации вредных веществ в почве, строительство на некоторых участках brownfield может быть даже дороже, чем строительство на ранее незастроенных землях.
"По экологическим соображениям и для решения жилищного кризиса государство должно финансово поддерживать возрождение "коричневых полей", особенно в жилые кварталы. Это касается как государственных, так и частных браунфилдов", - заключает Ондржей Штястны.